Подростковый возраст. Что меняется для родителей
Автор: Золоткова Ольга Владимировна, подростковый, детский и кризисный психолог, суицидолог.
Если вы хоть в какой-то мере выполняете эти 10 пунктов – вы настоящий хороший родитель и вам не в чем себя упрекнуть.
Итак, что делают хорошие родители:*
• Следят за развитием. Один из самых популярных вопросов, начиная с беременности: скажите, это нормально?
• Следят за питанием ребенка.
• Следят, чтобы одежда чистая, чтобы посещал садик, школу, сделал домашку, собрал портфель, прививки по календарю и т.д.
• Учат правилам безопасности.
• Прививают хорошие манеры и моральные нормы: что такое хорошо, что такое плохо, не горбись, не чавкай, поздоровайся.
• Руководят, поучают, указывают, как надо и как не надо, туда ходи, туда не ходи, то делай, а этого не делай.
• Защищают: разруливают конфликты в садике, во дворе и школе.
• Контролируют экранное время.
• Задвигают свои потребности ради потребностей ребенка
а) при устройстве на работу учитывают интересы ребенка (месторасположение, пробки, как возить в школу, удобный график работы, больничные с ребенком);
б) посещают родительские собрания;
в) возят на кружки - секции - дополнительные занятия - репетиторы. И платят, платят, платят;
г) удовлетворяют психологические потребности ребенка, интересуются его состоянием, а не только сыт - обут - одет. Самые умные знают слова "привязанность, контейнирование, фрустрация, альфа-родительство".
• Короче, всячески оберегают от трудностей внешнего мира.
Это делают хорошие родители лет до 8-9 ребенка.
*Папам: вы можете называться хорошим отцом, если выполняете что-то из каждого пункта. Разведены вы или нет – неважно; речь о ваших отношениях с ребенком. Кстати, надо будет на эту тему написать отдельную статью.
А лет в 9-11 ребеночек превращается в подростка.
Хамит, ничем не делится, матерится, с кем-то переписывается по ночам, ходит весь такой непонятый и непонятный, ненавидит весь мир, отказывается убираться в комнате, не хочет учиться, парит вейп, питается кириешками и дошираком, не моет голову, хочет набить тату – обычные проявления этого замечательного возраста.
И это хорошая новость, потому что, если ребенок не начинает протестовать в возрасте 10-14 лет, есть вероятность, что сложности появятся в 17-19, – и будут они такие, что мало никому не покажется. Слишком послушный и удобный ребенок в любом возрасте – тревожный звоночек.
Повторю: трудности с подростком – хороший знак; значит, ребенок развивается нормально. Одновременно это мощный сигнал родителям, что пора сменить парадигму отношений с ребенком. Нужно переходить на новые рельсы.
Парадигма - это модель, образец.
Если по многолетней привычке вы исполняете свои обязанности по списку выше – ваш контроль начинает задевать чувство собственного достоинства подростка. Он остро чувствует – контроль для него оскорбителен. Контроль для подростка = отношение, как к глупому (как и для взрослого, заметим).
Вы как будто не замечаете, что сладкого малышика у вас забрало Время и вылупился ершистый, угрюмый, пугающе малознакомый, взрослый почти человек.
В пубертате должна меняться парадигма отношений. То, что до 8-9 ребенкиных лет делало вас хорошим родителем, в пубертате превращает в скучного взрослого.
Карета быстро превращается в тыкву – и это невозможно игнорировать.
Ребенок меняется – родителям пора меняться. Ничего не будет, как раньше.
Родительский контроль вредит всем: и подростка делает инфантильным, и родителям вредит. Когда родители контролируют подростка, как маленького, это создает диспозицию: каким человеком является родитель, определяется не качествами его личности и поступками, а тем, что делает его ребенок. А каким человеком является ребенок, зависит не от его личности и поступков, а от соответствия ожиданиям родителя. Привет, низкая самооценка, унижение, ненависть и отношения созависимости - и для ребенка, и для родителя.
Что делать родителям
Осознать, что родитель уже не может контролировать подростка. Что выросло, то выросло.
Выдохнуть и прекратить стараться быть хорошим родителем. Вы уже выполнили свои обязанности. Как смогли, так и выполнили.
Постепенно давать подростку делать выбор и на себе чувствовать ответственность. Не мстительно, а с учебной целью. Сначала давать непринципиальные выборы, неглобальные, постепенно повышая уровень. К 16-17 годам родители должны научить ребенка принимать самостоятельные жизненно важные решения и отвечать за них. Это можно сделать, только дав ему наломать дров самому.
Помнить, что подросток хочет самостоятельности, но она его пугает – он бунтует и просит о помощи одновременно. Поэтому ведет себя вызывающе, провоцирует.
Заняться собой: учиться регулировать свои вспышки раздражения, учиться управлять своими проявлениями гнева. Учиться понимать, чего хочешь.
Работать с зависимостью от похвалы или порицания, зависимостью от общественного мнения. Трудности с подростком – сигнал, что есть зависимость от внешних оценок.
Я не хочу сказать, что для этого нужно обращаться к психологу: можно разобраться во всем и понять самой. Хорошие книги, видео – сегодня информации много. С психологом обычно дешевле, безопаснее и быстрее – ну, на то профессионалы и нужны. Это как с краном – можно починить самому, а можно вызвать мастера.
Вы выбираете. И учите выбирать своего ребенка.
Источник: https://vk.com/wall-157320275_4621
Пост
№2215, опубликован
15 мая 2023
интересно
не интересно
интересно / не интересно