Материал от нашего педагога-дефектолога Елены Александровны Кобяковой.
Сенсорное развитие очень важно для ребёнка, ведь оно является базой и фундаментом для развития основных высших психических функций.
Одним из направлений работы с чувственным восприятием ребёнка являются сенсорные коробки.
Сенсорные коробки можно сделать самим в домашних условиях из любых удобных контейнеров или коробок.
Формировать содержимое коробок лучше исходя из интересов и предпочтений ребёнка, постоянно добавляя или меняя новые элементы.
1. Сенсорная коробка с игрушками
Наполнение:
• Шнурки с различными кольцами, бусинами или пуговками – их ребенок может удерживать в руке, рассматривать, двигать, трясти, тянуть в рот или кидать
• Небольшие шарики и кубики, удобные для захвата детской ручкой – их ребёнок может перекладывать из руки в руку, манипулировать ими, удерживая в каждой руке по предмету. Они могут быть мягкие - твёрдые, гладкие - шершавые, колючие
• Тактильные мешочки/баночки, наполненные крупой на 1/3 (на одну треть) гречкой, рисом, горохом, пшеном, манкой или перловкой – необходимы для развития слухового и тактильно-двигательного восприятия
• Набор платочков или салфеток из разных материалов – для развития тактильной чувствительности
• Музыкальные игрушки с кнопками «действие-эффект» – необходимы для развития мышления
• Маленький пульверизатор – для игры с водой
• Стаканчики разного объёма – их можно вкладывать друг в друга, строить башенку, стучать стаканчиком об стаканчик, удерживая в руке
• Заводные игрушки привлекают внимание ребёнка, если малышу ещё сложно самому завести игрушку, то обратится за помощью ко взрослому – прекрасный повод для коммуникации: «помоги», «ещё»
• Пальчиковый театр, например, «Колобок», «Репка» и другие игрушки, которые надеваются на руку
• Игрушки серии «антистресс»
• Трубы-втулки, в которые можно кидать шарики, рассматривать предметы и даже произносить различные звуки
2. Сенсорная коробка с крупами
Наполнение:
• различные крупы, например, фасоль, горох, манка, перловка, макароны можно использовать как «сухой бассейн» для рук, пересыпать крупы из ёмкости в ёмкость, прислушиваться к звуку, который издаёт крупа, которая сыпется на поверхность
• крупу можно набирать в стаканчики ложками разной величины и объёма, это способствует развитию зрительно-моторной координации и формированию представлений «много-мало», «пустой-полный»; из крупы можно варить кашу, мешать её ложкой, кормить куколку
• природные материалы (камни, шишки, жёлуди, листья, сухая трава), орехи, декоративные камушки – их можно прятать в крупе, искать, рассматривать, сортировать по принципу: «сюда складываем все шишки, сюда все камушки»
3. Сенсорная коробка с музыкальными инструментами
Наполнение: коробка может быть наполнена различными музыкальными инструментами или маленькими бутылочками с различными наполнителями (крупа, соль, вода, пуговицы) – это даёт ребёнку возможность не только изучать различные звуки и шумы, но и чувствовать вибрацию.
4. Сенсорная коробка "Песочница"
Наполнение:
• Песок – речной или кинетический
• Морские камни различной величины и формы
• Цветные декоративные камни
• Ракушки, деревяшки
• Резиновые игрушки, фигурки человечков, маленькие машинки
• Сито, грабли
5. Сенсорная коробка «Ферма» Наполнение:
▪️различные фигурки домашних животных (лошадь, корова, свинья, их детёныши)
▪️сено/сухая трава, другой природный материал (крупа, камни, песок, скорлупа от грецкого ореха и пр)
▪️фигурки людей, дом, трактор или машина
▪️муляжи фруктов или овощей
▪️декоративные прищепки
В процессе исследования содержимого дети учатся чувствовать и сравнивать свойства предметов (сено колючее и лёгкое, а камушки гладкие и тяжёлые).
Сухой травинкой можно щекотать ручку, ножку или щёчку малыша, называя часть тела. Это позволит получить ребенку приятные ощущения и закрепить схему тела.
Если какой-нибудь из материалов неприятен ребёнку, и он не готов брать в руки, например сено, то его можно заменить или отложить на время и предложить ребенку в другой раз.
Для развития слухового восприятия можно вместе с ребёнком послушать аудио, какие звуки издают животные, которые живут на ферме. Детки постарше могут угадывать на слух звук того или иного животного.
Можно поиграть в
звукоподрожания: му-уу-у, хрю, и-го-го, называть животных и птиц, расширять глагольный словарь (конь скачет "цок-цок", корова жуёт сено "хрум-хрум" , приехал трактор "тр-тр-тр", выгрузил сено "пш-ш-ш", кошка поймала мышку "пи-пи-пи") .
Во время игры можно показывать ребенку простые действия с животными: накорми сеном коня, а теперь корову.
В сене или в игрушечном домике можно прятать и искать фигурки животных, а при помощи грузовика перевозить их.
🐎 Соотнесение фигурки животного с изображением:
«Это корова. А где на картинке корова? Посмотри».
Ребенок может поставить фигурку животного на соответствующую картинку или показать взглядом.
🐥Домашние животные и их детёныши.
С помощью этой игры можно выучить названия детёнышей домашних животных: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, собака – щенок, курица – цыплёнок.
Подобные игры обогащают чувственный опыт ребёнка, способствуют развитию навыков коммуникации и подражания.
Варианты наполнения игр могут быть различными!
‼Важно соблюдать все меры безопасности, играть под чутким контролем взрослого!
Источник: https://vk.com/wall-26202965_2463
Пост
№1099, опубликован
26 апр 2023
интересно
не интересно
интересно / не интересно