Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Центр психотерапии доктора Ермакова
Подростковый возраст. Что меняется для ребенка

Автор: Золоткова Ольга Владимировна - когнитивно-поведенческий терапевт, подростковый психолог, семейный психолог-психотерапевт, суицидолог.

Пубертат ребенка, также как роды, невозможно не заметить. Все детские кризисы развития - это, по сути, череда отделений и отодвиганий от родителей. Физическое отделение, эмоциональное, психологическое, интеллектуальное: о возрастных кризисах написаны километры умных хороших книг.

Подростковый возраст – последнее отделение, социальное. Сепарация.

Для родителя начало подросткового периода ребенка должно стать сигналом к смене парадигмы – перехода на новый уровень общения и доверия.

Парадигма - это модель, образец.

И тут хорошо, если к пубертату общение и доверие с ребенком вообще есть, а не разрушены многолетним переламыванием его воли.

Для ребенка пубертат – тоже смена парадигмы. Меняются отношения с семьей, с другими людьми, а главное – с самим собой.

В чем заключается смена парадигмы.

Парадигма маленького ребенка (до 8-9 лет)

Маленькому ребенку, чтобы выжить, необходимо подстраиваться под требования и ожидания взрослых, нравиться им и слушаться. Это часть программы привязанности, кстати, ребенок эволюционно запрограммирован слушаться своего родного взрослого. Такой механизм работает отлично, и за миллионы лет эволюции он подтвердил свою эффективность.

В дикой природе все целесообразно. Обычно не возникает вопросов по поводу подстраивания в стае детеныша под взрослых особей (или возникают, но людям это не слишком интересно). Бежит слоненок за большими слонами – ну и ок, это повышает шансы на его выживание.

В нашей цивилизации в родительских головах много чего наверчено: эффективные стратегии поведения перемешаны с устаревшими, куча внутренних ограничений (часто бессмысленных), предрассудков и т.д. Большую часть содержимого своей головы родители старательно перекладывают в голову ребенка; это бывает одной из причин неврозов. Порой ребенок действует нелогичными способами, чтобы понравиться, и получается противоположный результат, но это ошибка не ребенка, а взрослых рядом.

Итак.

Парадигма ребенка – изо всех сил стараться понравиться взрослым. Чтобы выжить.

Что меняется в пубертате

Это порог взрослости. Взрослый отличается от ребенка тем, что может выжить сам, не зависит напрямую от воли рандомных людей. Взрослый сам может добыть еду и одежду, найти жилище, выбрать полового партнера, друга, образование, работу и т.д. Свобода воли и все такое.

Взрослому человеку необязательно и даже вредно стараться кому-то понравиться, это инфантильное поведение. Взрослый человек должен быть полезен. Себе, семье, коллективу, обществу. Стране.

Хороший человек - это не профессия – в этом плане со времен Хеопса ничего не изменилось.

Чтобы быть полезным, нужны недетские способности: уметь самостоятельно выбирать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.

Именно поэтому главная задача родителей подростка – научить его за пару-тройку лет принимать самостоятельные решения. Научить нести ответственность: понимать и принимать кратковременные и отдаленные последствия своих решений. (Вопрос родителям: а как у вас самих с этим?)

Подсказка. Чтобы научиться принимать решения и расхлебывать последствия – нужно самостоятельно наломать дров и потом расхлебывать все это.

То есть.

Парадигма подростка – быть полезным. Себе, семье, обществу, стране.

В подростковом возрасте меняется парадигма с "стараться нравиться" на "быть полезным".

Вот это и надо объяснить отроку.

Вы можете сэкономить себе нервы, время, силы и самооценку, если расскажете своему ребенку то, что написано в этой статье и вмсете задумаетесь, каким образом вы хотите меняться.

Ну и бонусом – обсуждать серьезные вещи с ребенком вообще полезно.
Источник: https://vk.com/wall-157320275_4679
интересно
не интересно
интересно / не интересно

Новое сообщение