О безграмотности на письме и чувстве языка по мотивам беседы с Т.Г.Визель
Всем известно, что овладеть письмом не так уж легко: нужна соответствующая подготовка, прилежание и прочее. При этом особенно трудно писать грамотно, т.е. по действующем в данном языке правилам орфографии.
Человеку дана некоторая загадочная способность – чувство языка.
Правда, степень «грамматического наития» у разных людей разная, так же, как и степень любой другой одаренности.
Одни пишут грамотно, не зная правил, другие, вызубрив их на зубок, делают кучу ошибок.
Почему целый ряд детей, делают орфографические ошибки в диктантах или в письме «от себя», несмотря на то, что знают правила лучше тех, кто не делает таких ошибок? Большая часть этих детей выпаливает правила, как из пушки, но толку никакого. Причем, они совсем не отсталые в плане общего психического развития: хорошо успевают по многим предметам.
Дети не чувствуют необходимости в правилах и в том, где какое правило актуально.
Тогда я задалась вопросом: а что если детей, делающих орфографические ошибки на письме, несмотря на знание правил, перевести на речитатив, так сказать, на «высвечивание» орфографического варианта слов. Пусть проговаривают слова и фразы по слогам, с ритмом и так, как они пишутся. Сначала им нужно несколько раз продемонстрировать, как это надо делать, четко произнося слова и отбивая ритм рукой. Попросить запомнить услышанное и сказать так же. Когда орфографический вариант того, что надлежит написать, будет усвоен, дается разрешение записать его. «Письмо без правил?» - спросите вы. Да, но не совсем. После того, как диктуемое будет записано, обсуждается, какое правило объясняет то, как это сделано. Таким образом, правило присутствует, но не до, а после написания текста.
По моим многолетним наблюдениям, прием этот, который кажется таким простым, бесхитростным, на деле чрезвычайно эффективен. Я объясняю это тем, что в рамках речитатива «оживает» это самое чувство языка, запрятанное в нейронные недра, в какую-то память, с которой мы рождаемся и которая еще мало изучена.
Попробуйте возвращать детей к временам речитативной речи. Только не торопитесь переходить сразу к письму, дождитесь, когда дети смогут легко выполнять ваши задания устно. Если они овладеют этой способностью, то увидите: письмо как бы само собой улучшится. Успехов!
Всем известно, что овладеть письмом не так уж легко: нужна соответствующая подготовка, прилежание и прочее. При этом особенно трудно писать грамотно, т.е. по действующем в данном языке правилам орфографии.
Человеку дана некоторая загадочная способность – чувство языка.
Правда, степень «грамматического наития» у разных людей разная, так же, как и степень любой другой одаренности.
Одни пишут грамотно, не зная правил, другие, вызубрив их на зубок, делают кучу ошибок.
Почему целый ряд детей, делают орфографические ошибки в диктантах или в письме «от себя», несмотря на то, что знают правила лучше тех, кто не делает таких ошибок? Большая часть этих детей выпаливает правила, как из пушки, но толку никакого. Причем, они совсем не отсталые в плане общего психического развития: хорошо успевают по многим предметам.
Дети не чувствуют необходимости в правилах и в том, где какое правило актуально.
Тогда я задалась вопросом: а что если детей, делающих орфографические ошибки на письме, несмотря на знание правил, перевести на речитатив, так сказать, на «высвечивание» орфографического варианта слов. Пусть проговаривают слова и фразы по слогам, с ритмом и так, как они пишутся. Сначала им нужно несколько раз продемонстрировать, как это надо делать, четко произнося слова и отбивая ритм рукой. Попросить запомнить услышанное и сказать так же. Когда орфографический вариант того, что надлежит написать, будет усвоен, дается разрешение записать его. «Письмо без правил?» - спросите вы. Да, но не совсем. После того, как диктуемое будет записано, обсуждается, какое правило объясняет то, как это сделано. Таким образом, правило присутствует, но не до, а после написания текста.
По моим многолетним наблюдениям, прием этот, который кажется таким простым, бесхитростным, на деле чрезвычайно эффективен. Я объясняю это тем, что в рамках речитатива «оживает» это самое чувство языка, запрятанное в нейронные недра, в какую-то память, с которой мы рождаемся и которая еще мало изучена.
Попробуйте возвращать детей к временам речитативной речи. Только не торопитесь переходить сразу к письму, дождитесь, когда дети смогут легко выполнять ваши задания устно. Если они овладеют этой способностью, то увидите: письмо как бы само собой улучшится. Успехов!
Источник: https://vk.com/wall-26202965_2516
Пост №5515, опубликован 15 июл 2023