Про динозавра, мамонта и думающий мозг
Взгляд невролога и логопеда: материал подготовлен по книге О.И.Ефимова и В.Л.Ефимовой "Педагогика, изменяющая мозг"
Оказывается, мозг становится взрослым лишь в 18-20 лет, у некоторых ещё позже. За это время происходит последовательная "активация" нервных структур от самых эволюционно древних до новых. Перепрыгивать через этапы развития мозга нельзя☝🏻
Когда мы появляемся на свет функционирует только древняя часть мозга 1️⃣ "мозг динозавра". Это мозг действий, развитие которого зависит от движений и сенсорного опыта ребёнка, особенно тактильного, вестибулярного и проприоцептивного. Он обеспечивает наше физическое выживание, проводит рефлексы, контролирует движения и отслеживает функции организма, перерабатывает информацию от органов чувств.
2️⃣ "Мозг мамонта" перерабатывает эмоциональную информацию, позволяет устанавливать близкие отношения с людьми.
"Мозг динозавра" и "мозг мамонта" к 4 годам созревают на 80%.
3️⃣ "Думающий мозг" - это кора мозга, обеспечивающая интеллект, креативное мышление, вычисления и, если она достаточно развита, эмпатию, сострадание, любовь. Начинает активироваться после 6-7 лет.
Созревание начинается с правого полушария, более интуитивного, восприимчивого к зрительным образам.
Позднее созревает левое полушарие, отвечающее за аналитическое и последовательное мышление, пошаговые логические рассуждения.
Связь между правым и левым полушариями обеспечивает мозолистое тело - мощный пучок нервных путей, который заканчивает свое формирование лишь к 18 годам.
Префронтальная кора - зона мозга, отвечающая за целенаправленную деятельность, выполнение правил, чувства ответственности, самоконтроль. Процесс её "дозревания" может продолжаться до 30 лет.
Пока верхние этажи мозга не достроены, управляющие функции берут на себя нижние этажи.
"Динозавр" живёт внутри "мамонта", а "мамонт" внутри "думающего мозга".
Получается, чтобы сформировался "думающий мозг", в детстве нужно хорошо "отработать" динозавра и мамонта.
Нельзя считать, что ребёнок — это "недоделанный взрослый". У мозга 6-7 летнего ребёнка существуют громадные способности создавать тысячи и тысячи связей между нервными клетками. Этот потенциал сохраняется до 10-11 лет, когда мозг теряет 80% этих связей между нейронами. То, что мы не развиваем или не используем, мы теряем.
То есть у детского мозга есть очень большой запас возможностей для познания. Но это познание во многом зависит от того, что окружает ребёнка и чем он занимается.
Взгляд невролога и логопеда: материал подготовлен по книге О.И.Ефимова и В.Л.Ефимовой "Педагогика, изменяющая мозг"
Оказывается, мозг становится взрослым лишь в 18-20 лет, у некоторых ещё позже. За это время происходит последовательная "активация" нервных структур от самых эволюционно древних до новых. Перепрыгивать через этапы развития мозга нельзя☝🏻
Когда мы появляемся на свет функционирует только древняя часть мозга 1️⃣ "мозг динозавра". Это мозг действий, развитие которого зависит от движений и сенсорного опыта ребёнка, особенно тактильного, вестибулярного и проприоцептивного. Он обеспечивает наше физическое выживание, проводит рефлексы, контролирует движения и отслеживает функции организма, перерабатывает информацию от органов чувств.
2️⃣ "Мозг мамонта" перерабатывает эмоциональную информацию, позволяет устанавливать близкие отношения с людьми.
"Мозг динозавра" и "мозг мамонта" к 4 годам созревают на 80%.
3️⃣ "Думающий мозг" - это кора мозга, обеспечивающая интеллект, креативное мышление, вычисления и, если она достаточно развита, эмпатию, сострадание, любовь. Начинает активироваться после 6-7 лет.
Созревание начинается с правого полушария, более интуитивного, восприимчивого к зрительным образам.
Позднее созревает левое полушарие, отвечающее за аналитическое и последовательное мышление, пошаговые логические рассуждения.
Связь между правым и левым полушариями обеспечивает мозолистое тело - мощный пучок нервных путей, который заканчивает свое формирование лишь к 18 годам.
Префронтальная кора - зона мозга, отвечающая за целенаправленную деятельность, выполнение правил, чувства ответственности, самоконтроль. Процесс её "дозревания" может продолжаться до 30 лет.
Пока верхние этажи мозга не достроены, управляющие функции берут на себя нижние этажи.
"Динозавр" живёт внутри "мамонта", а "мамонт" внутри "думающего мозга".
Получается, чтобы сформировался "думающий мозг", в детстве нужно хорошо "отработать" динозавра и мамонта.
Нельзя считать, что ребёнок — это "недоделанный взрослый". У мозга 6-7 летнего ребёнка существуют громадные способности создавать тысячи и тысячи связей между нервными клетками. Этот потенциал сохраняется до 10-11 лет, когда мозг теряет 80% этих связей между нейронами. То, что мы не развиваем или не используем, мы теряем.
То есть у детского мозга есть очень большой запас возможностей для познания. Но это познание во многом зависит от того, что окружает ребёнка и чем он занимается.
Источник: https://vk.com/wall-26202965_2527
Пост №6492, опубликован 7 авг 2023